Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости проекта Нейлоновое сердце аграрного рынка

Нейлоновое сердце аграрного рынка

19 мая 2023
Нейлоновое сердце аграрного рынка

Что может объединить Forbs и Ленту, магната в дорогом пентхаусе и пенсионера в супермаркете у дома?

Овощная сетка почище сети Интернет нас всех связала. Потому что, получаешь ли ты гонорар или заработную плату с двумя или - с шестью нолями, а жареную картошечку и салат из свежих овощей любят все.

И доставляют на полки супермаркетов: элитных и скидочных, эти и многие другие продукты именно в овощных сетках. В правительстве Российской Федерации идёт активное обсуждения ограничения использования или же запрета на эксплуатацию таких сеток. Разбираемся в истории упаковки пищевых продуктов и актуальной ситуации.

Сетка, овощная - родная сестра потребительской "авоськи", да не совсем. Используется во всем мире для упаковки, транспортировки и хранения овощей и других продуктов питания уже ни один десяток лет. Традиционный материал для её изготовления нынче - полимерное волокно. А вот задумана она была как вещь из нейлона. Нейлоновое сердце большого аграрного рынка прижилось быстро и не отторгалось довольно долго, не смотря на появление других упаковочных вариантов.

История создания овощной сетки

Продуктовая сетка для овощей была изобретена в 1920-х годах американским бизнесменом Норманом Реборном. В то время он работал на рынке в городе Лос-Анджелес и столкнулся с проблемой упаковки овощей, таких как лук, картофель, морковь и других корнеплодов. Он заметил, что овощи хорошо сохраняют свежесть, если упаковать их в сетку, которая обеспечивает циркуляцию воздуха и предотвращает скопление влаги.

Норман Реборн начал экспериментировать с различными материалами, чтобы создать подходящую упаковку. Он попробовал использовать бумагу, ткань и другие материалы, но ничто не давало нужного результата. В конце концов он пришел к выводу, что лучшим материалом для упаковки овощей будет сетка из нейлона.

Реборн начал производство сетки и начал ее продавать на рынке. Продуктовая сетка быстро стала популярной, так как она облегчала упаковку овощей и удобна для транспортировки. В 1930-х годах производство сетки из нейлона расширилось и началось массовое производство упаковки для продуктов питания.

В настоящее время продуктовая сетка широко используется во всем мире для упаковки овощей, фруктов, морепродуктов и других продуктов питания. Она имеет множество преимуществ перед другими видами упаковки, так как обеспечивает свежесть продуктов, позволяет им "дышать" и является удобной в использовании и утилизации.

Мир переживал не один бум упаковки. Когда казалось (99% - почти наверняка, ведь нас там не было), что актуальная упаковка - глина, дерево, картон - единственный адекватный вариант на века. Но бумы проходили и уступали место новым нишам и открытиям согласно требованиям рынка.

Возможно, через 50 или 70 лет мы научимся паковать картошку в силовые поля или телепортировать апельсины с веток прямо на стол к заказчику. Но пока полимерная сетка наряду с полиэтиленовыми пакетами является важной частью потребительской и торговой повседневности.

Чтобы узнать больше об актуальной ситуации, мы побеседовали с Константином Романовым – генеральным директором компании ARANEO – одного из лидеров по производству сетки в РФ.

Закинул старик невод в синее море

Тина, трава морская и золотая рыбка. Совершенно точно пластика в море сейчас больше, чем волшебных водоплавающих. И именно так воспринимается мера, предлагаемая государством – по ограничению или запрету упаковки-сетки. И дальше идёт логичная реакция – «Да вы, прости господи, борцы за экологию, сетку они запретят, а пакеты?! Деньги бюджетные некуда тратить!»

Вот только истинная причина совершенно иная и вполне адекватная. Современное мусороперерабатывающее оборудование ломается, встречаясь с нейлоновой или пластиковой подружкой. Буквально «на пороге» – на первых валах с шипами, которые разрывают пакеты, сетка выводит из себя, простите – из строя весьма и весьма дорогостоящее оборудование. А еще бонусом - останавливает весь процесс сортировки и переработки мусора прямо на старте.

Кто-то неосведомленный снова может возмутиться: «И что теперь, из-за магнатов, которые понастроили новых свалок вместо старых, мы должны лишаться привычной упаковки?» - и будет снова не прав.

ТБО - не просто новомодная свалка. Это предприятие, где подготавливаются к хозяйственному использованию и дальнейшей переработке отходы. Есть такая категория как «популярный мусор», это, в том числе, пластиковое сырьё, макулатура. Полигоны после сортировки и первичной обработки продают его бесперебойно сотнями тонн.

Сегодня общество проблемы не зарывает, а решает. И ТБО позволяет не прятать в почве отходы, а давать еще один шанс.

Что важнее – супермаркеты или ТБО?

Задать вопрос таким образом вряд ли придёт в голову обычному потребителю. Тем ни менее именно так будет решать проблемы правительство.

«В сфере АПК есть 5 игроков на сегодня, у которых риск запрета пластиковой сетки может вызвать определённые негативные последствия, - рассказывает Константин Романов. Первый – это производители данного вида упаковки. Им придется искать решения – новые рынки сбыта, например, или осваивать другое производство. Наша компания из общего вала продукции только 12% отдала под такую овощную упаковку, поэтому мы к грядущему готовы и не паникуем. И никому не советуем.

Второй – реализаторы продукции. Им также относительно легко перепрофилироваться. Третий – производители сельхоз продукции. В случае запрета на эксплуатацию, фермерам и аграриям придётся закупать и устанавливать новое оборудование. Для многих это большие деньги, - поясняет наш спикер.

Четвертый – это сетевой ритейл. А пятый, поясняет Константин Владимирович - это конечный потребитель».

Полочное пространство категории fresh

Интересно то, что замена одного элемента станет причиной полной смены логики покупок и продаж в сетевых магазинах – то есть, практически 100% магазинах, куда ходим мы с вами.

КР: «Больше не получиться прийти и походя взять сеточку с двумя-тремя апельсинами. Нет, с одной стороны – человеку придется выбирать – поштучно, тратить время, менять привычки. С другой – у покупателя со временем станет выше требования по качеству. Ведь в сетке может попасть некондиция».

КР: «Сетевой ритейл это, по сути, самый важный игрок. Это огромные корпорации, которые находятся в топах по выручке в нашей стране. Их капитал – системообразующий не только по выручке, но и по числу рабочих мест. А поменять им придётся очень много. Так называемое полочное пространство fresh – выкладки овощей и фруктов занимают очень большие площади в магазинах. И здесь придётся всё переустраивать. Не говоря уже о получении товара, распаковке.

Именно сетевой ритейл будут спрашивать о том, готовы ли они к таким переменам. И если наиболее крупные сети ответят, что да – готовы, тогда правительство начнёт считать. Сравнивать расходную часть – на постоянный ремонт оборудования ТБО и трансформации у всех 5 игроков рынка при запрете на использование сетки. Именно от финансовой эргономики будет зависеть конечное решение.

И я уверен, что основная динамика в данной теме будет ближе к уборке урожая. Но первые ласточки обозначаться уже в очень скором времени. Тема горячая и она не повиснет в воздухе. Обязательно будет какое-то решение».

После корпораций наибольшим весом обладают разнообразные союзы: плодовоовощной, ягодный, картофельный союз России и так далее. Их будут слушать во вторую очередь, - поясняет Романов. И только потом поинтересуются мнением производителей сетки.

Что до потребителя, ради которого всё и затевалось – его участие здесь минимально. Да, будут «сбои в логистике» потребления – новая упаковка, новые привычки и маршруты в гипермаркетах. Также конечный потребитель столкнётся с небольшим, но всё же - заметным подорожание.

Альтернативы нет

По словам нашего собеседника, сетку ничем нельзя заменить. Хотя мир знает такие виды упаковочных материалов, как дерево, глина, бамбук, крафт и вощеная бумага, металл, пластик, ротанг, полимеры и холщевая упаковка, сетка не зря обрела всемирную популярность.

И вряд ли в ближайшем будущем масло и оливки станут продавать в амфорах, а яблоки и киви – в небольших корзинках. Но какие-то изменения мы с вами обязательно почувствуем.

Поделиться: