Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости проекта Повышение доли федеральных сетей: борьба за рынок или угроза потребителям?

Повышение доли федеральных сетей: борьба за рынок или угроза потребителям?

13 ноября 2024
Повышение доли федеральных сетей: борьба за рынок или угроза потребителям?

В последние месяцы вопрос об увеличении доли федеральных торговых сетей в регионах России до 35% стал предметом горячих дискуссий среди представителей агропромышленного комплекса, ритейлеров и властей. Эта инициатива вызвала серьезные опасения у малых и средних производителей, опасающихся за своё будущее в условиях усиливающейся конкуренции. Что будет с местным бизнесом, когда крупные ритейлеры начнут доминировать на региональных рынках? Как эти изменения скажутся на потребителях и ценах на продукты?

Развитие крупного ритейла и его влияние на местных производителей

С идеей увеличения доли федеральных торговых сетей на региональных рынках до 35% выступили представители отдельных регионов, что вызвало немедленную реакцию со стороны Палаты поставщиков межотраслевого экспертного совета, ответственного за развитие потребительского рынка. В письме, направленном премьер-министру Михаилу Мишустину, палата выразила недовольство предложением, аргументируя это возможными негативными последствиями для местных производителей и поставщиков.

Главное опасение производителей заключается в том, что усиление присутствия крупных федеральных сетей может привести к вытеснению местных игроков. В условиях, когда доминирующие сети будут обладать значительной долей на рынке, малые и средние предприятия столкнутся с трудностями в продвижении своей продукции. Это может ограничить их доступ к потребителям, что неизбежно скажется на экономике регионов.

Основной риск для региональных производителей заключается в их неспособности конкурировать с крупными сетями, которые имеют доступ к более широким ресурсам и могут предлагать продукцию по более низким ценам. В результате местные предприятия могут утратить значительную часть своих рыночных позиций, что приведет к сокращению ассортимента товаров и уменьшению доходов. Палата поставщиков подчёркивает, что это негативно скажется на возможностях потребителей выбирать региональные товары, что, в свою очередь, снизит их доступность и разнообразие.

Более того, усиление конкуренции с крупными игроками может привести к росту цен на продукцию, особенно в тех сегментах, где местные производители были сильны. В условиях жесткой конкуренции местные компании будут вынуждены либо снижать качество своей продукции, либо повышать цены, чтобы сохранить прибыльность, что негативно отразится на конечных потребителях.

Воздействие на региональные экономики

Представители агропромышленного комплекса также отмечают, что увеличение доли федеральных торговых сетей может привести к перераспределению доходов в пользу крупных сетей, что в конечном итоге скажется на экономике регионов. Местные производители и поставщики, теряя рынок сбыта, будут вынуждены снижать объёмы производства, что приведет к сокращению рабочих мест и снижению налоговых поступлений в региональные бюджеты. В условиях, когда многие регионы России зависят от работы местных предприятий, такие изменения могут стать серьёзным ударом по их экономическому благополучию.

Кроме того, отсутствие конкуренции может снизить инвестиционную привлекательность регионов. Если местные производители и поставщики не будут видеть перспектив развития на рынке, они могут отказаться от инвестиций в модернизацию и расширение производства. Это может привести к стагнации отрасли, снижению качества продукции и закрытию множества малых и средних предприятий.

Взгляд ритейлеров и роль конкуренции

Представители крупного ритейла, в свою очередь, подчеркивают, что присутствие федеральных сетей на региональных рынках может стимулировать конкуренцию и способствовать снижению цен на продукты. По мнению председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), федеральные сети, благодаря своей закупочной мощности и развитой инфраструктуре, способны предлагать широкий ассортимент товаров по более низким ценам, чем локальные производители и поставщики.

Крупные ритейлеры аргументируют свою позицию тем, что они могут закупать продукцию в больших объемах, что позволяет им снижать себестоимость товаров и предлагать более выгодные условия для покупателей. Благодаря этому они способны оказывать давление на местных производителей, заставляя их улучшать качество продукции и снижать цены. Это, по мнению представителей ритейла, может привести к повышению общей конкурентоспособности российского рынка и улучшению ассортимента товаров для потребителей.

В то же время, ритейлеры отмечают, что они не оказывают решающего влияния на розничные цены. Как подчёркивают в АКОРТ, более значительное воздействие на ценовую ситуацию на потребительском рынке оказывают именно производители и поставщики. Консолидация и укрупнение в ряде отраслей привели к снижению уровня конкуренции среди производителей, что усилило их влияние на формирование цен. Таким образом, по мнению ритейлеров, увеличение доли федеральных торговых сетей может способствовать снижению цен для конечных потребителей за счёт усиления конкуренции на уровне ритейла.

Поддержка местных производителей

Некоторые крупные ритейлеры подчеркивают свою заинтересованность в сотрудничестве с местными производителями. Например, в торговых сетях, входящих в АКОРТ, доля местных товаров в среднем превышает 25%, а в некоторых категориях достигает 98%. По мнению экспертов, федеральные ритейлеры заинтересованы в расширении сотрудничества с местными производителями, так как это позволяет им предлагать своим клиентам более разнообразный ассортимент и лучше адаптироваться к запросам потребителей в конкретных регионах.

Для поддержки малых и средних предприятий ритейлеры также разрабатывают специальные программы, направленные на продвижение местных товаров и улучшение их конкурентоспособности. Эти программы включают обучение местных производителей современным стандартам качества, помощь в организации логистики и продвижении продукции. Таким образом, крупные ритейлеры стремятся интегрировать местные предприятия в свою цепочку поставок, что, по их мнению, может способствовать развитию региональных экономик и улучшению качества товаров на рынке.

Регулирование рынка и перспективы

Вопрос регулирования доли торговых сетей на региональных рынках остаётся актуальным и на повестке дня у федеральных и региональных властей. В мае 2024 года обсуждалось предложение Минпромторга предоставить регионам право самостоятельно устанавливать максимально допустимую долю торговых сетей на местном рынке. Эта инициатива вызвала разногласия как среди представителей власти, так и среди участников рынка.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выразила обеспокоенность по поводу возможных изменений в законодательстве, указывая на риск создания барьеров для новых компаний и вытеснения местных игроков с рынка. По мнению главы ФАС Максима Шаскольского, повышение допустимой доли торговых сетей до 35% может привести к уменьшению конкуренции и негативно сказаться на ценах для потребителей. ФАС также предупредила о риске ухода с рынка небольших игроков и затруднения появления новых компаний, что может привести к ухудшению ситуации для потребителей и снижения доступности товаров.

Альтернативные решения и будущее регулирования

На фоне споров о повышении допустимой доли торговых сетей, ряд экспертов предложили альтернативные меры для регулирования рынка. Одной из таких мер является введение специальных квот на местные товары, которые должны занимать определённую долю на полках магазинов. Это позволит поддержать местных производителей и гарантировать их присутствие на рынке, даже при увеличении доли федеральных сетей. Другим вариантом является введение дополнительных налогов или сборов для крупных ритейлеров, которые будут использоваться для поддержки местных предприятий и улучшения их конкурентоспособности.

Однако, несмотря на предложения, вопрос о повышении доли федеральных сетей остаётся открытым. Минпромторг продолжает изучать целесообразность данного шага, учитывая как интересы крупных ритейлеров, так и опасения местных производителей и потребителей. В настоящее время рассматриваются различные варианты, включая возможность дифференцированного подхода к регулированию в зависимости от особенностей конкретного региона.

Поделиться: